Виртуальный музей
Сегодня виртуальным музеем или виртуальной экспозицией зачастую называют любое представление экспонатов в электронном виде. Не будем спорить, правильно такое понимание или нет. Но мы здесь расскажем о тех музеях, которых не существует в реальном пространстве. Познакомиться с их собраниями можно только в виртуальном варианте – благодаря электронным изданиям или в Интернете.
Одной их побудительных причин, приводящих к созданию такого виртуального музея, может служить необходимость исторической реконструкции. К сожалению, в мире очень много объектов архитектуры, частично или полностью утраченных к настоящему моменту истории. Они имеют богатое прошлое, привлекают многочисленных посетителей, являются источником интереснейших рассказов об прошедших временах. При этом перед сотрудниками таких архитектурных заповедников встает очень сложная задача: «на словах» рассказать, как выглядела та или иная местность много-много лет назад, какие здесь стояли здания, какие высокопоставленные особы посещали эти места, что делали люди, жившие на этой территории.
Здесь на помощь могут прийти мультимедийные технологии, способные «восстановить» внешний облик объектов с помощью технологий трехмерного моделирования. Если в основу моделей исторических зданий и ансамблей положена серьезная исследовательская деятельность музейных экспертов, а компьютерная реализация выполнена на высоком профессиональном уровне и в тесном сотрудничестве с предметными специалистами, то результатом может стать очень точная научная реконструкция утраченных объектов. Полученные модели могут быть использованы по-разному: для создания иллюстративного ряда, используемого в экспозиции и во время экскурсий, разработки мультимедийных фильмов, включающих в себя элементы реконструкции и дополнительные визуальные и информационные материалы, «живые» модели, по которым посетители могут «побродить», чувствуя себя обитателями тех или иных архитектурных пространств и т.п. Каждое учреждение культуры решает эту задачу по-разному, но несомненно то, что мультимедийные произведения, созданные на основе трехмерных реконструкций, могут интересно и нетрадиционно представить посетителю историю архитектурного памятника, этапы его развития, а порой, и неразрешенные исторические загадки.
Может быть поставлена и другая задача: создание трехмерного пространства, никогда не существовавшего в реальности. Так, например, можно «выстроить» виртуальное здание несуществующего экспозиционного пространства, в котором будут размещены «настоящие» музейные экспонаты, то есть электронные копии реальных произведений искусства. Такой музей может быть создан, например, для показа музейных экспонатов, хранящихся в запасниках и демонстрируемых посетителям чрезвычайно редко (или, увы, никогда). Помещение произведений живописи и скульптуры в виртуальное пространство позволяет имитировать своеобразный эффект присутствия в музейных залах, просмотра экспонатов «издалека» и «вблизи», получение визуальной информации о размерах произведения (в том числе, относительно других объектов экспозиции).
При желании, путешествия по залам такого музея могут поддерживаться дополнительными медийными возможностями. Это могут быть текстовые и голосовые аннотации, музыкальное сопровождение, возможность рассмотреть фрагменты произведений, анимированные и мультимедийные рассказы об истории и сюжетах картин т.п. Виртуальность музея позволяет придумывать более свободные и иногда неожиданные варианты размещения произведений, простота «реэкспозиции» дает возможность музейным специалистам экспериментировать и в одних и тех же «стенах» создавать очень разные по составу, содержанию, настроению экспозиции.