«Благовещение» Яна ван Эйка
Каждая картина, как и человек, имеет свою историю – длинную или короткую, простую или запутанную, иногда они даже становятся основой сюжетов детективных романов. Картина, представленная в этой программе, имеет историю непростую – прежде, чем попасть в Вашингтонскую национальную галерею (где она находится в настоящее время), они много путешествовала по свету и почти два века провела на стенах знаменитого Зимнего дворца в Петербурге.
Настоящая жемчужина коллекции Эрмитажа была продана советским правительством в начале тридцатых годов прошлого века. Все попытки оставить произведение в России потерпели крах.
В 1997 году «Благовещение» хоть и ненадолго, но вернулось в Эрмитаж. Картину встречали как высочайшую особу, выделили почетные отдельные покои и создали (вероятно, впервые в российской музейной практике) специальное мультимедийное сопровождение. Комплекс программ располагался в непосредственной близости от выставленного шедевра, и посетители могли получить подробные сведения сразу же после просмотра произведения.
Несколько обстоятельств сделали мультимедийную программу важной частью выставки. Во-первых, сюжет «Благовещения» очень популярен в мировой художественной культуре. Многие художники обращались к этой библейской истории. Важно было представить зрителям иконографию: работы различных художественных школ на один и тот же сюжет. Во-вторых, картина Яна ван Эйка насыщена значительным количеством религиозных и художественных символов. Без искусствоведческого комментария зрителю, не имеющему специальной подготовки, было бы трудно оценить замысел художника. И, наконец, сама по себе судьба шедевра, его перемещения из одного собрания в другое, настолько драматичны, что исторический комментарий не мог не стать важной частью выставки.
Информация была представлена зрителям в двух форматах – в виде мультимедийного фильма и в интерактивном информационном киоске. Мультимедийный фильм посетители могли посмотреть в режиме non-stop. Он предлагал подробный рассказ об истории создания произведения, географии его путешествий, а также об основных сюжетных и композиционных линиях, отражающих замысел художника. Если после просмотра фильма у посетителя появлялся интерес к получению дополнительной справочной или иллюстративной информации, он мог отыскать ее через интерактивную часть программы, в которой, кроме того, был представлен очень подробный сюжетный разбор картины, даны толкования практических всех имеющих символическое значение элементов картины.
К сожалению, сегодня уже нет возможности посмотреть эту программу – она была создана к временной выставке и вместе с выставкой завершила свое публичное существование. Но в свое время многие посетители были очень благодарны Эрмитажу за такой нестандартный и очень профессиональный подход к представлению шедевра.